
Когда слышишь про чертежи ферменных конструкций, многие представляют аккуратные схемы с идеальными узлами — но на деле расчёт сопряжений и допусков часто идёт вразрез с реальной сборкой. За 15 лет работы с ООО Шэньси Чжисинь Тяньхун Металл Мануфэкчуринг сталкивался, когда по бумагам ферма сходится, а на объекте бригада не может выставить диагонали из-за разницы в гибкости поясов. Вот о таких нюансах и хочу сказать.
Спроектировать ферму по СНиП может каждый инженер, но если не учитывать, как поведут себя монтажные петли при подъёме краном — получишь деформацию ещё до фиксации. В Шэньси Чжисинь Тяньхун мы с 2019 года используем трёхмерное моделирование с привязкой к грузозахватным устройствам, но даже это не спасает от ошибок, когда сварщик решает ?усилить? узел без согласования. Помню случай с ангаром в Казани: расчётная нагрузка 3 тонны, а после самодельного усиления стойки ферма начала ?гулять? на ветру.
Клиенты часто просят удешевить конструкцию за счёт уменьшения сечений — но для ферм, где работает не столько материал, сколько геометрия, это смертельно. Однажды пересчитали ферму покрытия с уменьшением толщины стенки на 1 мм — в итоге при транспортировке три конструкции ?повело? волной. Пришлось гнать дополнительные ребра жёсткости с завода в Шэньси срочным рейсом.
Кстати, про транспорт: при проектировании всегда закладываем габариты для перевозки по федеральным трассам. Максимальная длина 12 метров — значит, фермы разбиваем на отправочные элементы. Но если в чертежах не указать места строповки, сборка на объекте превращается в головоломку. Мы в zxth.ru даже разработали памятку для монтажников с разбором типовых ошибок — снизили количество рекламаций на 40%.
Самая частая проблема — несовпадение отверстий под болты в смежных элементах. По опыту, даже при использовании ЧПУ даём +1 мм на отверстие, но некоторые проектировщики упорно ставят точное совпадение. Результат — бригада в поле разогревает газом и дожимает домкратами. После такого о коррозионной стойкости покрытия можно забыть.
Был у нас заказ на фермы для логистического центра — заказчик настоял на использовании его типовых чертежей. В ходе монтажа выяснилось, что в узлах нет доступа для затяжки болтов. Пришлось останавливать работы, проектировать новые элементы и экстренно их изготавливать. С тех пор в ООО Шэньси Чжисинь Тяньхун Мануфэкчуринг ввели обязательное макетирование сложных узлов перед запуском в серию.
Ещё один момент — сварочные деформации. В теории их компенсируют предварительным катетом, но на практике, когда сваривают тонкостенные трубы разной толщины, получается ?пропеллер?. Недавно для мостового перехода делали фермы пролётом 24 метра — так после сварки пояс выгнулся на 50 мм от расчётной оси. Вернули правкой на правильных станках, но сроки сдвинулись на две недели.
Расчёт на снеговую нагрузку по региону — это одно, а вот скопление влаги в нижних поясах ферм — совсем другое. В 2022 году пришлось переделывать кровлю цеха в Сочи: в рёбрах жёсткости скапливался конденсат, хотя вентиляционные отверстия были предусмотрены. Оказалось, нужно было делать дополнительный уклон в зонах примыкания.
Температурные швы — бич сборных ферм. По нормам швы ставят каждые 60 метров, но если ферма состоит из отдельных блоков, то деформации возникают в местах стыков. Пришлось для объекта в Якутске разрабатывать компенсаторы с тефлоновыми прокладками — стандартные решения не работали при -55°C.
Мало кто учитывает, что при окраске ферм в цехе и последующей транспортировке покрытие в зонах контакта с такелажем повреждается. Мы сейчас в проектной документации сразу указываем места для строповки с неудаляемыми маркировками — сократили количество повреждений при перевозке. Это особенно важно для мостовых конструкций, где каждое оголённое место — потенциальный очаг коррозии.
Все чертежи ферменных конструкций у нас проходят три стадии контроля: проверка на собираемость, технологичность изготовления и монтажную готовность. Даже если заказчик предоставляет готовый проект, мы делаем своё заключение — слишком дорого исправлять ошибки на стройплощадке.
Для сложных объектов типа арочных ангаров или пространственных ферм используем сканирование готовых элементов. Бывало, что отклонения в 2-3 мм накапливались и мешали стыковке — теперь контролируем геометрию на выходе с производства. Кстати, для этого в цехах ООО Шэньси Чжисинь Тяньхун установили оптические измерительные системы.
Самое сложное — согласование изменений. Нередко архитекторы в процессе строительства хотят изменить узел крепления, не понимая, что это влечёт перерасчёт всей фермы. Мы научились быстро делать оценку последствий таких правок — иногда проще изготовить новый элемент, чем переделывать половину конструкции.
Беря за основу типовой проект фермы, многие забывают, что эти чертежи создавались для конкретных условий 20-30 лет назад. Сейчас нагрузки изменились, материалы стали другими, да и крановое оборудование позволяет монтировать более крупные блоки. Мы в zxth.ru регулярно пересматриваем наши стандартные решения — например, в прошлом году полностью обновили серию ферм покрытия пролётом 18-36 метров.
Особенно проблематично с фермами для сейсмических районов. Типовые проекты часто не учитывают реальные грунты — приходится делать индивидуальные расчёты с привязкой к местности. Для объекта в Крыму разрабатывали фермы с дополнительными связями, которые гасят не только статические, но и динамические нагрузки.
И ещё про ветровые нагрузки: в типовых проектах закладываются усреднённые значения, но для высотных зданий или открытых площадок этого недостаточно. Помню, как для телебашни в Сибири пришлось пересчитывать фермы шесть раз — меняли и сечение элементов, и схему решётки. В итоге сделали комбинированную систему с жёсткими поясами и гибкими раскосами.
Сейчас всё чаще запрашивают фермы с интегрированными инженерными системами — чтобы в поясах прокладывались кабели или трубы. Это требует совершенно другого подхода к проектированию — нужно учитывать не только прочность, но и доступ для обслуживания. Мы уже делали такие решения для торговых центров — спрятали в фермах вентиляцию и электропроводку.
Будущее — за комбинированными материалами. Экспериментируем с фермами из алюминиевых сплавов для частей конструкций, где важна антикоррозионная стойкость. Пока дорого, но для химических производств или бассейнов это может быть оправдано.
Цифровые двойники — следующая ступень. Уже сейчас для ответственных объектов создаём цифровые копии ферм, где можно отслеживать состояние каждого узла. Это особенно важно для мостов и большепролётных конструкций. Думаю, через 5-7 лет это станет стандартом для всех серьёзных проектов.