
Когда говорят 'цех с рамами портального типа', многие сразу представляют просто сваренные двутавры, но на деле тут целая наука. В нашей практике ООО Шэньси Чжисинь Тяньхун Металл Мануфэкчуринг сталкивалось с заказчиками, которые недооценивали расчёт узлов крепления – потом балки вело буквально на глазах.
В Шэньси зимой бывают такие снеговые мешки, что стандартные углы наклона ригелей не работают. Пришлось для местного элеватора делать портальные рамы с переменным сечением поясов – в верхней зоне усилили, но так, чтобы не нарушить общую жёсткость.
Как-то раз перемудрили с раскосами: поставили слишком частые диагонали, а потом монтажники полдня ругались, когда болты в узлы не входили. Теперь всегда оставляем карманы для монтажного люфта.
Кстати, на сайте https://www.zxth.ru есть фото того самого элеватора – видно, как стойки расширились к основанию. Это не дизайнерская прихоть, а перерасчёт после цикличных испытаний на вибрацию.
Если делать фланцевые соединения по старым ГОСТам, получается перерасход металла на 15%. Мы в цехах перешли на зубчатые пластины с лазерной резкой – швы тоньше, но прочность на сдвиг выше. Правда, пришлось закупить японские станки с ЧПУ.
Запомнился случай с химическим заводом в Янлине: заказчик требовал сварные стыки вместо болтовых. Пришлось доказывать, что для портальных конструкций динамические нагрузки критичны – в итоге сделали гибридный вариант с компенсационными пазами.
Сейчас вот экспериментируем с предварительным напряжением стержней – пока только для малых пролётов до 18 метров. Результаты есть на https://www.zxth.ru в разделе 'Металлоконструкции ангаров'.
Самое сложное – когда собираешь рамы портального типа на промёрзшем грунте. Для строительного гипермаркета в районе Янлин пришлось разрабатывать временные подпорки с домкратами – проектную документацию переделывали три раза.
Кран-балки часто забывают закладывать в расчёт жёсткости. Мы теперь сразу считаем цех как единую систему: рамы + подвесные пути + освещение. Иначе потом трещины по колоннам пойдут.
Кстати, наш адрес на улице Вэйхуэй, 15 специально выбирали с учётом логистики – длинномеры с секциями до 24 метров без проблем заходят.
Многие до сих пор думают, что горячее цинкование решает все проблемы. Но для портальных рам в агрессивных средах лучше работает катодная защита с ингибиторами. Проверили на мясокомбинате – где обычные цеха за 5 лет ржавели, наши стоят уже 8 без повреждений.
Важный нюанс: после пескоструйки нужно сразу грунтовать – даже 4 часа влажного воздуха в Шэньси сводят обработку на нет. Пришлось в цеху ставить дополнительную осушку.
На https://www.zxth.ru в описании услуг не зря акцент на 'от чертежа до сдачи' – мы даже технологические карты покраски разрабатываем с учётом местной влажности.
Раньше делали классические башмаки с анкерными болтами, пока не столкнулись с пучением грунтов. Теперь для рам портального типа используем плавающие оголовки – дороже, но зато нет перекосов.
В каркасе торгового центра применили шарнирные опоры – заказчик сначала сомневался, но после землетрясения в 4 балла прислал благодарственное письмо.
Сейчас разрабатываем комбинированные системы с производитель сейсмическими поясами – пока тестируем на объектах в сейсмичных районах. Результаты добавляем в общую базу на https://www.zxth.ru
Никогда не экономьте на соединительных пластинах – как-то купили китайские (ирония, да, мы сами в Китае), так они при минусе лопались как стекло. Теперь только собственная прокатка с контролем химсостава.
Разметка под коммуникации – вот где кроются главные проблемы. Для цеха с крановым оборудованием всегда оставляем технологические зазоры в поясах, иначе потом газовые трубы придётся вести в обход.
Кстати, наши производственные цеха в Шэньси как раз спроектированы с учётом всех этих нюансов – можете приехать на Вэйхуэй, 15, посмотреть как собираются типовые секции.