
Когда слышишь 'тендеры на стальные конструкции', первое, что приходит в голову – это гора бумаг и заниженные цены конкурентов. Но на деле всё упирается в те самые 3 мм отклонения по чертежу, из-за которых потом весь монтаж идёт под откос.
Вот сейчас вспомнил тендер на каркас склада в Новосибирске. Просчитывали узлы крепления балок, казалось бы – типовой проект. Но когда пришло ТЗ, выяснилось, что заказчик требует усиление под снеговую нагрузку по нормативам 2023 года. А это +18% металлопроката сразу.
Часто подрядчики тендеры на стальные конструкции просчитывают по старым СНиПам, потом либо переделывают за свой счёт, либо идут на хитрости с качеством сварных швов. Мы в таких случаях сразу запрашиваем актуальные своды правил – даже если это не указано в документации.
Кстати, по опыту ООО Шэньси Чжисинь Тяньхун Металл Мануфэкчуринг, именно деталировка узлов становится решающей. В том же новосибирском проекте предложили использовать фрезерованные торцы колонн вместо обычной резки. Дороже на этапе изготовления, но экономия на монтаже – 2 рабочих дня.
Сейчас многие заказчики удивляются, когда за стальные конструкции для объекта в Екатеринбурге мы даём цену выше, чем для Владивостока. А всё из-за того, что с завода в Шэньси контейнер идёт морем в порт Восточный – стабильный тариф. А вот перевалка на Урал – это уже сборные грузы, ж/д платформы, плюс простой под погрузку.
Как-то раз просчитали вариант отгрузки через Казахстан – вроде бы выгодно по документам. Но на границе 11 дней простоя из-за проблем с сертификатами на огнезащитную обработку. Теперь всегда закладываем +20% времени на таможенное оформление.
Наш производственный цех в Янлине как раз выбран не случайно – отсюда проще всего отгружать и в Центральную Россию, и в Сибирь. Но даже при оптимальном расположении каждый тендер требует индивидуального расчёта логистики.
Часто в ТЗ пишут 'сталь С255' и всё. Но для несущих колонн многоэтажки и для балок перекрытия торгового центра – это разные вещи по допускам. Мы всегда уточняем группу конструкций по СП 16.13330.
Был случай, когда выиграли тендер на металлоконструкции для цеха, а при детальном рассмотрении оказалось, что заказчик не учёл вибрационные нагрузки от оборудования. Пришлось пересчитывать узлы крепления уже в процессе работы – хорошо, что современное ЧПУ-оборудование позволяет оперативно вносить изменения.
Особенно сложно с мостовыми конструкциями. Здесь каждый миллиметр отклонения влияет на ресурс. На zxth.ru мы специально выкладывали фото контроля сварных соединений ультразвуком – чтобы заказчики понимали, за что платят.
Самая распространённая ошибка – не разделять стоимость материалов и работ. Когда видишь в конкурентном предложении цифру на 30% ниже рыночной, сразу понятно: либо считали без НДС, либо заложили металл толщиной 6 мм вместо 8 мм.
Мы в ООО Шэньси Чжисинь Тяньхун Металл Мануфэкчуринг всегда прикладываем расшифровку: отдельно металлопрокат, отдельно обработка, отдельно антикоррозионное покрытие. Это вызывает доверие у технических специалистов заказчика.
Ещё один момент – гарантии. Даём 5 лет на несущие конструкции, но с обязательным условием ежегодного осмотра. Некоторые конкуренты пишут 10 лет, но потом при первом же обращении выясняется, что гарантия не распространяется на 'естественный износ'.
Сейчас всё больше запросов на сложные пространственные структуры – атриумы, зенитные фонари, большепролётные перекрытия. Это требует не просто производства, а полноценного инжиниринга.
В последнем тендере на торговый центр в Казани победили именно потому, что предложили BIM-моделирование всех узлов. Да, это +7% к стоимости, но зато монтажники приехали на объект с уже готовыми схемами сборки.
Думаю, скоро тендеры на стальные конструкции будут включать обязательное требование по цифровым двойникам. Мы уже тестируем такую систему на своём производстве – все этапы от резки до покраски отслеживаются в реальном времени.
Был у нас опыт участия в закупке на стальной каркас для логистического комплекса. Цену снизили до минимальной, но в последний момент увидели, что заказчик требует 100% предоплаты материалов. Отозвали предложение – слишком рискованно.
Ещё чаще отказываемся, когда в документации указаны конкретные марки металла отечественного производства. Наше оборудование настроено на китайский прокат, переналадка съедает всю маржу.
За 12 лет работы понял: выигрывать нужно те тендеры, где твоё преимущество – в качестве, а не в цене. Как раз как у нас с индивидуальными металлическими компонентами – здесь китайское производство даёт неоспоримое преимущество по точности обработки.