
Если думаете, что продуть двутавр песком — это как двор подмести, значит никогда не сталкивались с остаточными напряжениями в полках после гидроабразивной резки. Расскажу, как мы на zxth.ru через три брака пришли к технологии, которая теперь проходит даже для мостовых пролетов.
Когда к нам в ООО Шэньси Чжисинь Тяньхун Металл Мануфэкчуринг привезли первые партии двутавров для каркаса торгового центра, даже опытные ребята попытались работать с ними как с обычными профилями. Результат — неравномерная шероховатость в зоне примыкания полки к стенке. Заметили только после того, как на пятом этапе покраски пошли подтеки.
Здесь важно понимать геометрию: стенка толщиной 8 мм и полки 12-14 мм создают три разных по жесткости поверхности. Давление струи на кромке полки должно быть ниже, чем в центре — иначе получаем волнообразный рельеф. Пришлось переделывать три тонны металлоконструкций.
Сейчас для таких случаев держим отдельные сопла с разным диаметром выходного отверстия. Для полок — 6 мм, для стенки — 8. Кажется мелочью, но именно такие нюансы отличают кустарную обработку от профессиональной.
После того случая мы полностью пересмотрели парк пескоструйных аппаратов. Оставили только установки с возможностью точной регулировки давления в диапазоне 4-7 атмосфер. Для особо ответственных конструкций типа мостовых балок вообще используем аппараты с двойной системой фильтрации — влага в компрессоре стоит дороже, чем ремонт после преждевременной коррозии.
Кстати, о коррозии. Как-то раз пришлось перебирать уже очищенный двутавр через месяц хранения — клиент передвинул сроки монтажа. Оказалось, ночная влажность в провинции Шэньси способна за 30 дней создать очаги ржавчины даже на идеально обработанной поверхности. Теперь всегда добавляем в заключительную промывку ингибиторы коррозии — особенно для конструкций, которые будут монтироваться в прибрежных регионах.
Наш производственный цех в районе Янлин изначально проектировался с учетом таких нюансов. Система вентиляции поддерживает влажность не выше 40% даже в сезон дождей — это критично для металлоконструкций между пескоструйкой и грунтовкой.
Раньше считал, что последовательность обработки не имеет значения. Пока не столкнулись с ситуацией, когда после пескоструйки пришлось править геометрию двутавра газовой резкой. Окалина от сварки въелась в очищенный металл так, что пришлось повторять всю операцию.
Теперь строго соблюдаем цепочку: правка геометрии → обработка кромок → пескоструйная очистка → немедленная грунтовка в течение 4 часов. Если объект крупный, как каркас цеха, организуем работу конвейером — пока одна бригада зачищает, вторая уже грунтует пройденные участки.
Для многоэтажных каркасов вообще разработали подвижные укрытия — чтобы ветер не разносил абразив по территории. Соседние предприятия не раз жаловались на песок в вентиляции, пока мы не решили этот вопрос.
Самая распространенная ошибка — визуальная оценка степени очистки. Человеческий глаз не видит микроскопические частицы окалины, которые остаются в зонах примыкания. Мы используем не только стандартные эталоны, но и ультрафиолетовые дефектоскопы — особенно для конструкций, которые будут работать под нагрузкой.
Запомнился случай с двутавром 40Ш1, который прошел приемку, но через неделю начал 'потеть' рыжими пятнами. Оказалось, в составе стали был повышенный процент меди, и стандартная обработка не удалила оксидную пленку. Пришлось разрабатывать индивидуальный режим с меньшим давлением, но большим расходом абразива.
Сейчас в ООО Шэньси Чжисинь Тяньхун Металл Мануфэкчуринг для каждого типа двутавров ведем технологическую карту. Для серии 20К — один режим, для 35К — другой, а для мостовых 45Б — вообще индивидуальный подход. Да, это увеличивает время подготовки, зато исключает брак.
Пытались как-то использовать регенерацию абразива — в теории экономия должна была составить 30%. На практике — постоянные засоры в соплах, увеличение времени обработки и, как следствие, перерасход воздуха. Для разовых работ может и выгодно, но для постоянного производства — только свежий абразив.
Рассчитывая стоимость пескоструйной очистки, многие забывают про утилизацию отходов. В провинции Шэньси с этим строго — приходится заключать отдельные договоры с полигонами. Если не учесть эту статью расходов, можно уйти в минус на крупном заказе.
Зато никогда не экономим на средствах защиты. Респираторы класса P3, противошумные наушники, спецобувь с металлической вставкой — это не прихоть, а необходимость. Как-то видел, как у конкурента рабочий пытался экономить фильтры — через полгода заработал силикоз. Наши сотрудники проходят медосмотр раз в полгода, и пока проблем не было.
Для многоэтажных каркасов главная проблема — стыковочные узлы. Их нужно очищать особенно тщательно, но без повреждения кромок. Разработали методику с использованием щелевых сопел — позволяет обрабатывать зону в 30 мм от края без риска изменения геометрии.
С мостовыми балками вообще отдельная история. Там требования к шероховатости прописаны до микрона. Приходится после пескоструйки проводить дополнительный контроль профилометром — особенно в зонах будущей сварки.
А вот для коммерческих объектов часто идем на упрощение технологии — клиенты не готовы платить за идеальную очистку скрытых конструкций. Но всегда предупреждаем: экономия на подготовке поверхности скажется на сроке службы покрытия. Как правило, после таких разъяснений заказчики соглашаются на полный цикл.
За десять лет через наши цеха прошли тысячи тонн двутавров. Вывел для себя простое правило: не бывает универсальных решений для пескоструйной очистки H-образных двутавров. Каждый новый проект — это новые вызовы, будь то нестандартная марка стали или особые условия эксплуатации.
Главное — не останавливаться в развитии технологий. Сейчас, например, экспериментируем с дробеструйной обработкой для ответственных конструкций — предварительные результаты обнадеживают. Возможно, через пару лет будем писать о новых наработках. А пока — работаем с тем, что проверено годами и тоннами успешно сданных металлоконструкций.